Восстановление речи после инсульта: практические упражнения в домашних условиях, лекарство и препараты, занятия с логопедом, скороговорки, если был инсульт у молодых, правая сторона и речь, память

Восстановление речи после инсульта: методы и советы

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека.

В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует.

Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Какие разновидности нарушений бывают

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Как бороться с речевыми расстройствами

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии.

Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга.

Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Обратите внимание

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Логопед разрабатывает комплекс упражнений для того, чтобы провести терапию речевого аппарата. Вместе с этим пациенту назначаются медицинские средства, которые способствуют улучшению речи, а также предотвращают развитие осложнений и нормализуют кровообращение в головном мозге.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Можно ли помочь народными средствами

Восстановление речевой функции после инсульта в домашних условиях может проводиться с помощью средств народной медицины. Но перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Самостоятельное лечение чревато неблагоприятными последствиями, с которыми потом очень сложно справиться.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга.

В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться.

Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Рекомендации для родственников

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать. Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

Специалисты рекомендуют родственникам больного следующее:

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения. Гимнастика после инсульта занимает важное место в период реабилитации больного.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Как правильно должно происходить восстановление речи после инсульта

Инсульт

12.09.2016

7.3 тыс.

4.9 тыс.

6 мин.

Восстановление речи после инсульта — одна из сложнейших задач, решить которую просто необходимо. Инсульт в России регистрируется в количестве 400000 диагнозов в год. Инсульт различают 2 видов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (инфаркт мозга).

Нарушение речи при инсульте — самое частое и тяжелое последствие, когда теряется способность общаться и говорить. Речь — это знание слов, умение ими оперировать, составлять фразы и предложения, за это отвечает левое полушарие. В мозге имеются 2 речевые зоны: Брока и Вернике.

При поражении зоны Брока возникает моторная афазия: речь теряется полностью, устная и письменная, или она замедлена, дается с усилиями, телеграфна. Речь окружающих больные понимают, они часто пассивны, безразличны. Если поражена зона Вернике, то наступает сенсорная афазия: речь становится без смысла, хаотичной.

Важно

Афазия возникает после инсульта сразу, сначала она тотальна, то есть человек не говорит, не понимает, не узнает. Через какое-то время больной начинает понимать обращенную к нему речь, узнает родных, но сам произносить ничего не может.

Это следующая ступень — моторная афазия, далее свои мысли больной уже может выражать тоном, звуками, не умеет соединять их в слова.

Сенсорная афазия развивается чаще при инфаркте мозга. Речь окружения кажется больному иностранной. Самая незначительная афазия — амнестическая.

При ней больной плохо воспринимает какие-то сложные обороты, забывает названия предметов, но может их описать, нарушена зрительная память. Тотальная афазия встречается в трети случаев.

Это самая тяжелая форма, когда больной и не говорит, и не понимает слов. Сенсорная афазия восстанавливается быстрее всех.

Кроме афазии, есть и другое нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции — дизартрия. Из-за онемения языка нарушено произношение, но больной все понимает, может читать и писать.

Если голос становится глухим, согласные не произносятся, темп произношения замедленный, то это свидетельствует о поражении зоны мозжечка, спастического паралича целого речевого аппарата.

Речь всегда восстанавливается долго, может быть до нескольких лет, требует максимума терпения от домашнего окружения, не всегда дает результаты на 100%, но надо надеяться. Работать с пациентом начинают сразу по стабилизации состояния, этим занимается логопед.

Совет

Чтобы восстановить речь, нужно растормозить центры речи в левом полушарии, для этого есть ряд методов. В первую очередь — логопедический с проведением занятий в письме и чтении, в дальнейшем — закрепляющие речь. Применяется метод воздействия музыкой, хирургический способ, физиолечение, медикаментозная терапия, но в любом случае обязательным является хороший уход за больным.

Занятия с больным нужно начинать как можно раньше, тогда в первые 6 месяцев можно добиться наилучших результатов. Первые занятия лучше проводить в присутствии родных, тогда и они смогут запомнить многие задания логопеда и применять их дома.

Читайте также:  Боли при сердечной недостаточности: головные, в ногах, характер боли, болит ли сердце

Логопеда нужно посещать после выписки, позже регулярно приглашать его домой, с больным его работа начинается уже в стационаре, на 1-3 неделе после госпитализации. Логопед с помощью своих методик помогает больному постепенно восстановить речь с азов и далее в порядке усложнения.

Специалист восстанавливает утраченную речь пациента различными картинками, детским лото, чтением букваря, произношением слогов, затем целых слов, предложений, затем и речевых оборотов, обучает больного языку жестов и др. Сначала им проверяется реакция на шепот.

Изначально даются простые занятия, постепенно они усложняются. Это показ и называние различных предметов, действий на картинках и т.д. Важно стимулировать больного на диалог, даже в виде кивков, жестов. Проговаривать неоконченные предложения, чтобы больной их сам закончил.

Если для больного это сложно, дают для прослушивания любимые мелодии, в процессе чего он включается в этот процесс, пытается подпевать, сначала невнятно, но постепенно это будет все более четко.

Логопед должен произносить и комментировать вслух все, что он собирается сделать, даже если он просто хочет поправить подушку или одеяло. Сначала тренировки занимают десять минут, не более, постепенно увеличиваясь, через 2 месяца уже по полчаса.

Для сенсорной афазии более приемлем наглядный способ с показом картинок и названием слова, обозначающего предмет, по возможности его срисовыванием.

Обратите внимание

Инсульт часто приводит к онемению языка, поэтому логопед применяет специальные упражнения для его массажа — различные артикуляционные упражнения.

Больной перед зеркалом выполняет следующие движения языком: облизывание языком губ, сначала с верхней, круговыми движениями вправо, затем влево, потом повторяя их сначала с нижней губы, попытки доставания подбородка, носа кончиком языка по возможности, скручивание высунутого языка наподобие трубочки — 3 секунды и др.

Позже при выполнении уже более сложных заданий для тех, кто в состоянии произнести слово, предлагается проговаривание скороговорок. Это тоже способствует восстановлению подвижности языка, улучшает дикцию и развивает речь.

Правила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения.

Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах.

Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток.

Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет.

Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного.

Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим.

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях должны проводиться после присутствия родных у логопеда на тренировках больного и обучению им. Далее хотя бы один раз в месяц надо приглашать логопеда для профессионального корректирования и помощи в занятиях.

Это повысит эффективность ваших упражнений дома. Всегда проще запомнить предмет визуально, поэтому чаще тренируйте больного этим, спрашивая предназначения бытовых предметов, просите показать это на картинке.

Важно

Созвучные слова различаются больным плохо, нарисуйте тогда их изображение и попросите показать на картинке: например, слова — дочка — точка, коза — коса, гора — кора и др. Разговаривать лучше наедине, в группе людей он не различает слова.

Можно позже давать ему и задания посложнее на самостоятельность: вставлять слова, которые пропущены, в предложение: он… яблоко, певец …песню и др. Включите его любимые песни.

Телевизор можно смотреть не более 2 часов вдень, причем его любимые передачи, чтобы вызвать больного к общению и комментариям. Телевизор и радио должны работать тихо, чтобы не вызвать переутомления. Исправлять и указывать на недочеты нельзя, только поощрять. Атмосфера должна быть только доброй, позитивной, безразличных людей к нему не допускайте.

Если что-то не выходит сразу, отчаиваться и показывать этого мимикой и жестами больному нельзя. Он, замечая это, теряет свой позитивный настрой. Заниматься нужно регулярно. Пациент должен знать о вашей любви, что он не обуза для вас. Прекращать с ним заниматься, даже если он отказывается, нельзя. Он может проявлять полное безучастие к болезни и происходящему.

Тогда нужно мягко, но настойчиво стимулировать, но не оставлять его без внимания.

Дополняющие упражнения дома повторяют по 10 раз, время отдыха и упражнения одинаковы:

  1. 1. Губы вытянуть вперед в виде трубочки на несколько секунд, повторить.
  2. 2. Захватить зубами на несколько секунд верхнюю губу.
  3. 3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка — 5 секунд.

Для тренировки мышц языка, помимо перечисленных выше:

  1. 1. Вытянуть в любопытстве вперед шею и максимально высунуть язык — 3 секунды.
  2. 2. Также, но добавить шипение змеи.
  3. 3. Круговые движения языком с закрытым ртом.
  4. 4. Закругление языка в сторону мягкого неба.
  5. 5. Поцокать языком — 15-20 раз.

После этого выполняются задания на артикуляцию:

  • громко чмокать и посылать воздушные поцелуи;
  • широко улыбнуться и ощериться;
  • улыбнуться с закрытым ртом;
  • сильно раздуть щеки, подержать их так;
  • погонять воздух по щекам вправо и влево;
  • выдувать воздух, произнося звук “Ф”, губы держать расслабленными;
  • произнести букву “Ы”, напрягая при этом нижнюю челюсть;
  • произносить звук “У”, вытянув губы трубочкой;
  • сделать горку языком, заведя его за нижние зубы;
  • завести язык за передние зубы, как бы очищая их;
  • подвигать во рту языком в разные стороны, зубов касаться при этом нельзя.

Все эти подходы повторять по 6-7 раз. Упражнения нужно повторять в начале занятий по 2 блока, по закреплении результатов делать уже по 5 подходов, тренировки нужно проводить по 5-6 раз ежедневно.

Источник: https://vashflebolog.com/insult/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-2.html

Как восстановить речь после инсульта: упражнения

Лечение людей, перенесших инсульт, является долгим процессом с множеством этапов. Особая роль в этом алгоритме отводится восстановлению речи, которая нарушается в 70% случаев. Восстановление речи после инсульта необходимо, потому что это поможет человеку продолжать прежнюю активную жизнедеятельность. О том, как добиться улучшения, далее.

Как начать реабилитацию?

Сразу после стабилизации общего состояния больного, специалисты рекомендуют начать заниматься с ним оптимизацией речевых навыков в домашних условиях. Безусловно, для того чтобы восстановление после инсульта  произошло более быстро и эффективно, проводить с пациентом занятия должен логопед. Однако поддержка и помощь членов семьи, совместные упражнения не менее необходимы.

Логопед будет применять различные методики. Поскольку речь идет о постепенном восстановлении речи, можно комбинировать и выбирать наиболее эффективные упражнения.

Совет

В частности, это могут быть занятия при помощи карточек, детского лото, чтение букваря и других несложных детских книг, произношение слов по слогам и целиком.

Именно логопед подскажет, как после инсультного состояния заменить речь при помощи языка жестов и многого другого.

Дополнительные советы и рекомендации

Окружение человека, перенесшего инсульт, собственным вниманием и заботой тоже может внести свой вклад в процесс возвращения его к привычному жизненному ритму. Следует обратить внимание на то, что:

  • недопустимо избегать с больным речевых контактов;
  • речь в рамках общения должна оставаться медленной, не очень громкой и спокойной;
  • необходимо задавать пациенту различные вопросы, петь одновременно с ним или проговаривать несложные скороговорки.

Значительного эффекта можно достичь, если заниматься чтением вслух, а после этого просить инсультника пересказать их. Можно использовать различные числовые ряды, предложив, допустим, называть дни недели в определенном порядке. Все это может делать не логопед, а кто-либо из членов семьи в домашних условиях.

Общие особенности

В условиях абсолютной потери речевых способностей необходимо производить определенные отдельные звуки и слоги.

Для этого пациенту говорят некоторую часть слова или фразы, но при этом не договаривают окончания до конца, чтобы речь не была настолько понятна. Человек должен попытаться самостоятельно их проговорить.

Планомерно общий объем произносимых слов должен становиться все больше.
Завершающим этапом окажется повторение небольших стихов, четверостиший и скороговорок.

Положительно на развитии речевых способностях сказывается пение. Если пациент будет слышать песни, а затем совместно с членами семьи будет пытаться пропевать услышанное, то это у него получится гораздо быстрее, чем привычная речь.

В связи с этим необходимо обязательно внедрять представленную методику реабилитации пациентов после инсульта для того чтобы восстановить речевые способности и сделать речь более понятной.
Важным этапом восстановления речи является возобновление способности произносить звуки.

Это объясняется тем, что человек, предположительно, может находиться в состоянии разговаривать. Однако в силу продолжительного нарушения деятельности мимических и жевательных мышц отмечается их планомерное застывание.

Желательно, чтобы на этом этапе восстановлением занимался логопед, комбинируя упражнения по мере необходимости. В домашних условиях таких действия будут менее успешными. В таких ситуациях речевой аппарат подлежит активной разработке за счет:

  • упражнения по сворачиванию губ в узкую трубочку;
  • длительного оскаливания зубов, рычания;
  • максимально возможного выдвигания языка вперед, что несовместимо с народными средствами;
  • незначительного прикусывания челюстями по очереди каждой губы;
  • облизывания губ при помощи в любых направлениях (слева-направо и в обратном – идеально восстанавливает речь).

Для того чтобы упражнения были эффективными и усилия, которые приложил логопед, не прошли зря, следует помнить о регулярности при осуществлении данных занятиях. Допустимо также изучать руководства, как восстановить речь после инсульта.

Упражнения

Разработано множество упражнений, позволяющих восстановить речевой аппарат. Зависят они от разновидности афазии.

Например, при эфферентной моторной афазии действенными будут следующие занятия: завершение пословиц, поговорок по смыслу, а также подсчет предметов, производимый с опорой на цифры.
Можно воспользоваться также методом противопоставлений (белый – черный).

Одно слово проговаривает член семьи, следующее – больной. Важна также вербализация поступков (пациента детально проговаривает то, что он делает, оптимизируя речь).

Обратите внимание

При афферентной моторной афазии следует заниматься чтением стихов, ритмически проговаривать их с синхронным отстукиванием ритма произносимого. Логопед может наставить на осуществлении счета от 1 до 10, перечислении дней недели.

Динамическая афазия подразумевает внедрение «ролевых бесед», которые обыгрывают конкретную ситуацию. Допустимо также составление открыток и поздравительных текстов, писем.

Желательным элементом будет прослушивание текстов по сюжету, а также положительные или отрицательные ответы.

К другим формам относится:

  • сенсорная афазия – выбор правильного названия предмета, ответы на простые вопросы или участие в диалоге, заполнение пустых мест во фразах, составление небольших рассказов из серии картинок по сюжету;
  • акустико-мнестическая афазия – прослушивание текстов и ответы на простые вопросы, словарные диктанты с планомерным усложнением фраз, устное составление предложений по коротким фразам, классификация услышанных слов по какому-либо признаку;
  • семантическая афазия – описание плана комнаты, пути следования, составление предложений с союзами, изложение, импровизации на определенную тему, возможность завершить рассказ, повесть;
  • амнестическая афазия – обобщение зрительных картинок и самостоятельное изображение определенных предметов, которые были обозначены словами-названиями. Необходимо также вычленение основных предметных признаков (объектов или явлений), что несовместимо с народными средствами.

Лекарственные препараты

Медикаментозных средств, назначаемых именно при потере речи, не существует. Однако разработаны препараты, помогающие справиться с инсультом в целом. Речь идет о Церебролизине и глицине, которые известны как наиболее безопасные.

Они не имеют побочных действий, зато стабилизируют показатели давления и мозговое кровообращение.
Для лечения инсульта назначаются такие препараты, как энцефабол, виноцетин, актовегин – они позволяют улучшить общее состояние здоровья.

Читайте также:  Винпоцетин: показания, для чего назначают препарат, правила приема таблеток

По показаниям происходит назначение и внедрение внутривенно гипотензивных, вазотонических, спазмолитических, кардиотонических и противоотечных лекарственных средств.

Антигипоканты и антиоксиданты прописывают зачастую при лечении всех инсультников, потому что они форсируют насыщение клеток мозга за счет кислорода и оптимизируют гиподинамику. Отлично зарекомендовал себя в данной роли мескидол.

Показано также назначение антидепрессантов, чтобы ускорить процесс, в соответствии с которым восстанавливается речь. Благодаря их воздействию получается не только избежать чувства страха, но и ликвидировать отрицательные симптомы.

Их испытывает любой пациент с нарушениями мозговых процессов.

Профилактика

Для того чтобы лечение было эффективным, необходимо принять адекватные профилактические меры воздействия. Они заключаются в применении препаратов, осуществлении ЛФК, использовании народных средств (после согласования с врачом).

Также необходимо правильно питаться и полностью отказаться от вредных привычек. В таком случае логопед и его действия будут на 100% результативными, а человек, перенесший инсульт, сумеет сохранить отличное состояние здоровья и речь.

Источник: http://headexpert.ru/zabolevaniya/golovnoj-mozg/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Восстановление речевых функций после инсульта

У многих людей после инсульта возникают проблемы с речью. Такие нарушения носят разный характер и называются – афазия. Восстановление речевой функции во многом зависит от степени поражения головного мозга.

Часто речь восстанавливается в неполном объеме, но даже такого результата невозможно добиться, не предпринимая никаких действий. Как восстановить речь после инсульта? Об этом далее в статье.

Виды расстройства речи

Определить, какой вид речевого расстройства преобладает, может только логопед. Выделяют следующие типы нарушения речи, или афазий:

  • сенсорная (человек не понимает речь, не воспринимает и не различает звуки);
  • моторная (речь воспринимается нормально, но произнести какие-либо звуки человек не может);
  • амнестическая (не может вспомнить, как называются те или иные предметы или действия, поэтому не может их произнести);
  • динамическая (утеряна связь между словами);
  • семантическая (человек не понимает смысла пословиц, смысл предложений или сложных выражений).

Логопед определяет вид расстройства речи и назначает соответствующие методы восстановления

При любой форме расстройства речевой функции необходимо постоянное наблюдение логопеда. Врач не только назначит выполнение специальных упражнений и расскажет о методах восстановления речи, но и проследит динамику процесса, чтобы при необходимости внести изменения в план лечения.

Когда нужно начинать восстанавливать речь?

Восстановление речи после инсульта может длиться очень долго, до нескольких лет. Некоторые люди обретают способность разговаривать уже через 2–3 месяца, другие же могут вообще не научиться говорить. В большинстве случаев речь становится бедной и затруднительной.

Чем раньше будет начато лечение, тем более эффективным оно окажется и тем больше шансов восстановить речевую функцию.

Какой вид афазии преобладает после поражения головного мозга, логопед сможет определить уже по прошествии двух недель после инсульта.

Важно

Определив степень нарушения, врач назначит методики восстановления речи, возможные для применения в домашних условиях.

На данном этапе восстановительной работы нужно максимально подробно расспросить врача об особенностях упражнений, частоте занятий, возможности комбинирования и чередования методик и других тонкостях.

Можно ли выбрать метод самостоятельно?

Один и тот же вид афазии у разных людей, перенесших инсульт, может выражаться по-разному и зависит от индивидуальных особенностей человека. А может быть и по-другому: проявления афазии одинаковые, а на самом деле нарушения носят разный характер поражения. Поэтому, не имея специального опыта и знаний в этой области, определить самостоятельно механизм нарушений очень сложно.

Очень важно проводить восстановительные мероприятия под наблюдением специалиста

В связи с этим, настоятельно рекомендуется родным и близким не принимать самостоятельно каких-либо мер для восстановления речи у человека и не использовать методики по чьему-либо совету. Даже если вы прочитали или услышали о каком-то методе лечения афазии, необходимо посоветоваться с лечащим врачом или логопедом.

Как правильно проводить занятия?

Чтобы лечение афазии дало положительный результат, следует придерживаться некоторых правил как в проведении занятий, так и в повседневном общении с человеком, перенесшим инсульт.

  • Такие люди чаще всего находятся в депрессивном состоянии. Поэтому следует разговаривать с человеком как с равным по речи, убеждать его в необходимости регулярных занятий (если он сопротивляется), а также поддерживать в нем уверенность в успешном восстановлении речевого процесса.
  • Имейте в виду, что может быть нарушена речь, а может – мыслительный процесс.
  • В процессе разговора необходимо проявлять терпение, так как человеку будет очень трудно сосредоточиться или произнести звук. Не перебивайте и не договаривайте за него слова раньше времени.
  • Даже в случае, когда вы абсолютно не понимаете, что человек говорит, не перебивайте его.
  • Нельзя говорить нескольким людям одновременно.
  • Если он не может выговорить какое-то слово, но изо всех сил пытается упрямо это сделать, отвлеките его внимание, перейдите на другую тему разговора.
  • Не опускайте руки, сколько бы времени ни занимало восстановление. Вашим девизом должно быть убеждение: «У нас все получится».

Основные направления программы восстановления речи

Перед тем как восстановить речь после инсульта, должна быть составлена программа основных мероприятий, направленных на лечение афазии.

Она включает в себя следующие направления:

  • Медикаментозное лечение. Направлено на предупреждение рецидивов и осложнений, восстановление пораженного отдела нервной системы, улучшение кровоснабжения мозговых структур.
  • Логопедические занятия. Проводятся под руководством логопеда, который проводит коррекцию методов в зависимости от наблюдаемой динамики выздоровления.

Восстановление моторики также влияет на скорость восстановления речи после инсульта

  • Самостоятельное выполнение специальных упражнений, способствующих развитию речи. Реализуется в домашних условиях, после предварительного согласования методов выполнения с логопедом.

Какие методы восстановления речи используют?

Существует много методов, направленных на восстановление речевой функции. Логопед подберет необходимую в конкретном случае методику и объяснит, каким образом нужно ее применять. Ниже представлены некоторые распространенные приемы, которые используют в лечении афазии.

  • В упражнениях могут быть задействованы кубики, лото с изображенными на них предметами (лучше – одиночными) или буквами. Показывая картинку, нужно отчетливо называть то, что на ней изображено. Даже если человек не способен повторить за вами слово или букву, можно попросить его найти и показать эту картинку среди других, чтобы укрепить процесс запоминания. В дальнейшем можно соединять картинки, составлять из слов предложения или из букв – слова.
  • Изображения можно подписать, а затем читать по буквам. Подписи лучше сделать отдельно, чтобы человек мог самостоятельно подбирать название предмета к картинке, переписывать буквы, читать и повторять написанные слова. В последующем следует увеличить количество изображений и подписей, чтобы научить безошибочно определять изображенный или написанный предмет среди других.
  • Очень полезны при моторной афазии артикуляционные упражнения языком, мышцами лица и губами. Должны быть задействованы все возможные мышечные группы. Таких упражнений существует очень много в самых разнообразных вариантах. В последующем можно выполнять их, подключая звуки.
  • В случае сильной афазии применяют проговаривание последовательностей, например, дней недели или порядковых числительных. Когда вы их называете, человек должен наблюдать за движениями губ и повторять слова вместе с вами.
  • Если степень нарушения не слишком высокая, то нужно давать ему небольшие тексты для прочтения и последующего пересказывания, повторять скороговорки.

Специалисты рекомендуют читать и заниматься письмом, это эффективно влияет на восстановление речи

  • Одновременно с работой по восстановлению речи необходимо заниматься чтением и письмом. Развитие этих навыков способствует улучшению речевых. В случае, когда правая рука парализована, а человек – правша, следует развивать левую руку.

Источник: http://GolovaLab.ru/insulto/reabilitatsiya/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Как восстановить речь после инсульта

Рейтинг: 265

Нарушение речи при инсульте любой этиологии требует от пациента значительных усилий для ее восстановления.

Но как бы не старался сам больной, какие бы усилия не прилагали родные или специалисты-логопеды, все силы могут быть потрачены впустую, если не брать во внимание степень поражения мозговых клеток. Так же очень важна регулярная медикаментозная терапия после острого периода.

Комплекс упражнений, направленный на восстановление речи после инсульта, необходимо начинать только после острого периода, когда исчезнет риск рецидива.

Некоторые источники утверждают обратное, но этим можно лишь навредить пациенту. В первую неделю после приступа, необходимо направить все силы лишь на поддержание жизненных сил.

При ишемическом инсульте очень велик процент смертности, почти половина случаев имеет летальный исход.

Восстанавливать способность разговора больному нужно начинать по приезду домой, наряду с иными методами реабилитации.

Разновидности афазии

Афазия или потеря речи после инсульта, развивается в случае поражения речевых центров головного мозга. Чаще всего причиной афазии становятся сосудистые заболевания головного мозга – геморрагический и ишемический инсульт.

Потеря речи после перенесенного инсульта может быть различной степени:

  • Тотальная. Полная потеря речи. Часто сопутствует не восприятие реальности, нарушение в узнавании близких.
  • Сенсорная. Нарушается восприятие устной речи на родном языке.
  • Моторная. Нарушается воспроизведение речи пациентом, при сохранении понимания и реагирования на чужую речь.
  • Амнестическая. Теряется связь между окружающими предметами и описывающими их словами.
  • Семантическая. Теряется восприятие сложно построенных предложений, сравнений, синонимов. Воспринимаются только простые предложения.

Программа по восстановлению речи разрабатывается в индивидуальном порядке исходя из степени нарушения.

Восстановительные занятия в домашних условиях

Помощь в восстановлении речи больного может оказать специалист-логопед. Проводить занятия предпочтительнее в домашних условиях. Пациент дома не чувствует себя скованным и легче включится в процесс, не отвлекаясь на сторонние объекты.

Большую роль в реабилитации играет поддержка родственников. Очень важно не обсуждать его заболевание, помогать пациенту двигаться к новым достижениям, радоваться небольшим успехам.

Поддержка родственников больных после инсульта, играет главную роль в реабилитации

Любые занятия логопед начинает с разговора с пациентом, чтобы понять, насколько нарушена речь и ее восприятие. После этого разрабатывается индивидуальная программа упражнений.

Совет

Для восстановления речи имеет большое значение возобновление способности к произношению звуков.

Возможно, пациент психологически может произносить слова, но из-за длительного нарушения снабжения мимических и жевательных мышц нервами происходит их специфическое одеревенение.

В этом случае их необходимо заставить работать, выполняя несложные упражнения для мышц лица после инсульта:

  • Сворачивание губ в трубочку;
  • Оскаливание зубов;
  • Максимальное вытягивание языка вперед;
  • Легкое поочередное прикусывание зубами верхней и нижней губы;
  • Облизывание губ языком в обоих направлениях (слева-направо и наоборот).

На первом занятии больной не должен перенапрягаться. Выполняя только не сложные для него речевые упражнения, пациент приобретет уверенность в своих силах. И в дальнейшем будет сотрудничать с логопедом в достижении новых результатов.

По мере проведения занятий, добавляются более сложные упражнения. Хороший эффект даст не просто вопрос о названиях предметов, а полноценный диалог, побуждающий к размышлениям. Если у человека была тяга к пению, эту способность можно применить при реабилитации, что позволит быстрейшему восстановлению речи. Необходимо подбирать знакомый репертуар.

Комплекс упражнений для речи при инсульте не должны быть дольше получаса, так как пациенты быстро устают. И при переутомлении, физическом или моральном, можно потерять полученные результаты.

Речевая гимнастика после инсульта

Помощь в реабилитации

Членам семьи не нужно вмешиваться в процесс реабилитации без согласования со специалистом — логопедом. Зачастую, пытаясь ускорить получение результата, они настаивают на выполнении дополнительных логопедических упражнений.

Чтобы не отвлекать пациента, во время занятий, присутствие родственников нежелательно. Люди, которые перенесли ишемический инсульт, зачастую становятся эмоционально неустойчивыми.

Упражнения для восстановления речи выполнять им сложно, поэтому не нужно настаивать на выполнении.

Лучшая помощь логопеду от родственников пациента — выполнение его предписаний. Родным необходимо проверять своевременность приема лекарственных препаратов, корректно организовать распорядок выздоравливающего после обширного инсульта. Например, ограничить просмотр телепередач двумя часами. Иначе больной получит переутомление, что негативно скажется на его выздоровлении.

Восстановление речи после инсульта происходит не так быстро, как двигательных способностей. Этот процесс может занять несколько лет. Поэтому занятия следует продолжать довольно продолжительное время, даже если общее состояние человека уже удовлетворительное.

Добиться успеха можно лишь при большом желании выздоровления, даже если длительное время не видно явного результата. Со временем, все усилия будут вознаграждены.

Читайте также:  Веносал плюс: инструкция, цена в аптеках на веносал гель

Для каждого пациента, логопед разрабатывает индивидуальную программу для восстановления речи после инсульта

Рекомендации по поводу упражнений по восстановлению речи довольно четкие. Основной их уклон – подключение соседних нервных клеток, находящихся вблизи пораженного речевого центра, к исполнению утраченной ими функции. Для этого необходимы регулярные тренировки речевой функции и слуха.

Обратите внимание

Пациент после инсульта намного быстрее восстановит свою способность к разговору, если будет постоянно слышать обращенную к себе речь.

Если в случае инсульта была полностью утрачена речевая способность, то для восстановления способности произносить слова необходимо начинать с произношения отдельных звуков и слогов. Слыша часть слова или фразы, человек должен их закончить.

Со временем объем проговариваемых слов будет расти, вплоть до повторения небольших стихов и скороговорок. Так же необходимы регулярные прогулки, правильное питание.

Необходимо помнить один основной момент, что помочь пациенту в реабилитации после ишемического инсульта можно только совместными усилиями. Поэтому торопить события нельзя, а нужно запастись терпением и любовью.

Источник: https://SostavKrovi.ru/sosudy/profilaktika/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta.html

Афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции.

Оглавление:

В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.

При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.

Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта.

При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии.

Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Важно

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

Источник: http://geokon-service.ru/afazija-pri-insulte-logopedicheskij-material-dlja/

Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта — задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Совет

Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Не рекомендуется на начальных занятиях проделывать работу с отдельными словами вне контекста и звуками.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Обратите внимание

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

Важно

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/insult/insult-vosstanovlenie-rechi.html

Ссылка на основную публикацию